БТР "Тип 63" – гусеничный "гробик" по-китайски

Дата 28/11/2008 10:05:24 | Раздел: Автоновости

"Тип 63" – первый китайский гусеничный бронетранспортер, не имеющий своего советского аналога, в отличие от других моделей бронетехники. Как сообщает сайт "Отвага 2004", его разработка началась в 1960 году в КБ Северного машиностроительного завода (NVMF, сейчас – часть национальной корпорации NORINCO), расположенного недалеко от Пекина. Китайские инженеры преследовали цель создать гусеничную машину, которая бы имела проходимость, сравнимую с танками, что немаловажно для юго-восточного театра военных действий, а также была бы относительно дешевой за счет использования некоторых узлов серийно производившейся бронетехники. БТР получил обозначение "Тип 60" (заводской индекс А-531 или WZ-531

alt
Проектирование велось практически с нуля. В конструкции ходовой части были использованы элементы советского плавающего БТР-50П ("Тип 66") и танка ПТ-76 ("Тип 60"). В частности, были позаимствованы пустотелые катки и узлы торсионной подвески, а также гусеничные траки.

В качестве силовой установки был принят дизельный V-образный двигатель водяного охлаждения 6150, представляющий собой советский дизель В-2 от танка Т-34-85 ("Тип 58"), у которого число цилиндров сократили с 12 до 8. Вооружение БТР состояло из 7,62-мм пулемета "Тип 59" (копия советского СГМ) на турели. После пересмотра проекта в 1963 году бронетранспортеру присвоили новое обозначение "Тип 63" или "Тип 63А" (WZ-531A). Главные изменения коснулись компоновки корпуса. Для того чтобы обеспечить более рациональное расположение двигателя и трансмиссии и обеспечить выход десанта через кормовую часть, моторное отделение сдвинули ближе к середине и вправо, а перед ним расположили место командира машины. Пулемёт было решено заменить на крупнокалиберный. К 1964 году были выпущены первые опытные образцы машин. Однако доводка довольно "сырого" бронетранспортера заняла несколько лет – все-таки сказывалось отсутствие опыта, и лишь к концу 1960-х годов было начато его серийное производство. В 1967 году БТР "Тип 63" был впервые показан широкой общественности на военном параде в Пекине, после чего на западе его стали обозначать как М1967.

Характерный тупой нос и четырехопорная ходовая часть стали главной отличительной особенностью первого китайского БТР национальной разработки. Бронетранспортер "Тип 63" имеет не совсем обычную компоновку. Отделение управления с местом механика-водителя и органами управления находится в передней части корпуса слева. Позади водителя расположено место стрелка, которое имеет такой же люк, но с установленным в нем поворотным перископическим прибором. А вот место командира расположено в правой передней части корпуса и изолировано от остального обитаемого отделения. Командир также имеет люк в крыше, откидывающийся вправо, с таким же перископическим прибором наблюдения, как у стрелка.

За местом командира справа от отделения управления находится изолированное бронеперегородками моторное отделение с дизельным двигателем 6150L мощностью 260 л.с., там же расположены обслуживающие двигатель системы. Простая трансмиссия состоит из однодискового главного фрикциона, механической коробки перемены передач (4 скорости вперёд, 1 назад), бортовых фрикционов и бортовых передач. Трансмиссия находится в носу корпуса, доступ к ней осуществляется через большой съемный лист в верхней лобовой детали. Над моторным отделением расположена решетка радиатора системы охлаждения двигателя, а также выхлопное окно, смещенное к правому борту и снабженное специальным дефлектором для отвода выхлопа в сторону.
БТР "Тип 63" плавающий. Корпус сварной из плоских, катаных бронелистов сделан герметичным. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц со скоростью до 6 км/ч. В носовой части имеется волноотбойный щиток, поднимающийся с помощью ручного привода с места механика-водителя, при движении по суше он опускается на верхний лобовой лист. По шоссе бронетранспортер может развивать скорость до 60 км/ч, при этом максимальный запас хода составляет 500 км.

Всю кормовую часть корпуса бронетранспортера занимает десантное отделение. Для входа и выхода используется дверь в кормовом бронелисте, а в крыше корпуса расположены два прямоугольных люка, которые могут фиксироваться в открытом положении. В середине машины имеется место оператора пулеметной установки, расположенной по центру. Пулеметом управляет один из стрелков. На поворотной турели установлен 12,7-мм пулемет "Тип 54" (копия советского ДШКМ) с ручным наведением и коллиматорным прицелом. Место пулеметчика сделано открытым, но в конце 1980-х гг. при модернизации на всех китайских бронетранспортерах "Тип 63" оно было оборудовано специальным открытым сверху бронещитком, охватывающим его с трех сторон. Боекомплект пулемета состоит из 500 патронов, снаряженных в ленты, которые уложены в коробки внутри десантного отделения. Для стрельбы пехотинцев не выходя из машины предусмотрены закрывающиеся бойницы, смонтированные с приборами наблюдения по одной в каждом борту корпуса и одна в кормовой двери. Внутри имеются 10 откидных мест, размещенных вдоль бортов и по центру.

altХодовая часть БТР "Тип 63" состоит из четырех односкатных обрезиненных катков (на борт) с передним расположением ведущего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная с подрессориванием первых катков. Верхняя ветвь гусеницы закрыта 4-секционными фальшбортами с продольной выштамповкой.

Бронирование защищает экипаж от пуль и мелких осколков, но уязвимо для крупнокалиберных пулеметов. Толщина лобовых листов достигает 14 мм, бортов, крыши, днища – 6 мм. Хотя все бронелисты, кроме кормового, расположены под рациональными углами наклона, по настоящему такая бронезащита совершенно «не держит» 7,62-мм бронебойную пулю АК-47, выпущенную с расстояния до 50-100 метров, не говоря уже о ручных пулеметах такого же калибра.

Сразу после начала серийного производства бронетранспортеры "Тип 63"/WZ-531A стали поступать на вооружение механизированных пехотных и танковых полков НОАК. Одновременно эти машины китайцы стали поставлять на экспорт. Первой страной, на вооружение которой поступили БТР "Тип 63", стал Северный Вьетнам, использовавший их в боях с американцами во время войны в юго-восточной Азии вместе с захваченными М113. Позже БТР "Тип 63" появился в армии Северной Кореи, которая потом наладила их собственное серийное производство по китайской лицензии. Также "Тип 63" в небольших количествах поставлялся в Мьянму (бывшая Бирма) и Таиланд.




Эта статья взята с сайта Клуб Любителей Китайских Автомобилей
http://www.chinacar-club.ru

Адрес этой статьи:
http://www.chinacar-club.ru/modules/news/article.php?storyid=1692